Саратовнефтегаз / "Московский комсомолец" в Саратове" ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТАЙНЕ.

"Московский комсомолец" в Саратове" ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТАЙНЕ.

МК В САРАТОВЕ: ПРИКОСНОВЕНИЕ К ТАЙНЕ

5 АПРЕЛЯ – ДЕНЬ ГЕОЛОГА

По традиции в первое воскресенье апреля геологи страны отмечают свой профессиональный праздник

Совсем недавно Ивану Сергеевичу Польшакову – одному из самых уважаемых и авторитетных ветеранов ОАО «Саратовнефтегаз» – исполнилось 85 лет.

Старожилы предприятия между собой и по сей день почтительно величают его не иначе как «аристократ». Понятие это, похоже, включает в себя весь спектр оценки личности: безупречное воспитание, интеллигентность, внимание и уважительность к собеседнику независимо от ранга и чина, изысканный юмор, благородная степенность, энциклопедические знания и по части геологии, и в буровом деле, смелость и аргументированность суждений. И ещё нечто неуловимое, что словами так сразу и не выразишь…

Если бы не чисто визуальные приметы столь почтенного возраста, то никто и никогда не признал бы в Иване Сергеевиче пожилого человека с солидным пенсионным стажем: математическая ясность ума, железная логика, завидная память... Даты, цифры, названия месторождений, объёмы добычи, глубина скважин, имена, отчества, фамилии руководителей и подчинённых (а многие встречи происходили более полувека назад!) – всё точно и чётко, как в хорошо организованном систематизированном архиве. И каждое воспоминание о щедрой на события трудовой жизни – не просто эпизод, а скорее маленькая новелла; из них, точно из фрагментов мозаики, складывается цельная картина яркой с у д ь б ы.

А началось всё, как ни парадоксально, с недоразумения. Абсолютно нелепый на первый взгляд случай (герой нашего рассказа, успешно поступив на энергофак Азербайджанского индустриального института, опоздал к началу занятий 1-го сентября и в «назидание» был переведён на менее модный и престижный тогда нефтепромысловый факультет) счастливым образом предопределил весь ход дальнейшей жизни незадачливого первокурсника. Так что энергетика в лице Польшакова проиграла, но зато как много приобрела «нефтянка»!

– Мне, можно сказать, повезло с самого начала, – делится с нами Иван Сергеевич. – Первая нефть в истории Пензенской области была добыта на Ковровском участке бригадой, где я трудился буровым мастером. С тех пор пошло-поехало: с моим непосредственным участием (в разных, конечно, должностях) было открыто 23 нефтяных и газовых месторождения: Восточно-Сусловское, Фурмановское, Луговское, Любимовское… Знаете, когда многолетние поиски увенчиваются успехом – ощущения невозможно описать словами! Чувствуешь себя причастным к какой-то великой тайне, почти к чуду. К рукотворному чуду…

В Кузнецкую контору разведочного бурения треста «Пензанефтегазразведка» Иван Польшаков прибыл по распределению после окончания института в 1952 году. Отработал, как и положено, три года. А уже весна 56-го ознаменовалась для талантливого специалиста переездом в Саратов – жена-то родом из волжан. Трудно было предположить, что переезд всего лишь в соседнюю область круто изменит всю жизнь: находящееся на пороге знаковых геологических открытий объединение «Саратовнефтегаз» приобрело в лице Ивана Сергеевича человека, на которого спустя годы будут равняться и по праву называть гордостью предприятия! Но это позже, а тогда…

– Поначалу в Саратове работы в области бурения для меня, к сожалению, не оказалось. А личные вещи в контейнере из Пензы – уже в пути к новому месту жительства! Да и разрешения на переезд (времена были такие!) из министерства я ждал почти полгода. Делать нечего, согласился на предложение руководства и стал… инженером по технике безопасности!

Любой другой на месте Польшакова при таком раскладе наверняка бы сник, загрустил и пал духом. Но только не он! Как говаривал кто-то из великих, «если тебе достался лимон – сумей сделать из него лимонад».

– Воодушевлён я был таким поворотом событий, мягко говоря, не особо. Ведь какие-никакие производственные успехи в моём послужном списке уже были. Закрепить бы их да двигаться дальше, а тут… Это я потом понял, что снова вытащил счастливый билет: за год с небольшим мне удалось досконально изучить условия работы во всех подразделениях «Саратовнефтегаза». Поневоле обретённый опыт и кругозор сослужил мне службу своего рода бонуса, который я по максимуму использовал в дальнейшей деятельности.

Очень пригодились Ивану Сергеевичу накопленные знания, когда он вскоре становится начальником производственно-технического отдела, затем – главным инженером конторы бурения в Советском районе, позже – заместителем начальника Заволжского нефтегазодобывающего управления и управляющим Заволжского геологоразведочного треста. Это было время невиданного подъёма отрасли: земля Саратовская обретает статус её настоящего испытательного полигона. Так повелось ещё с тревожного 1941 года, когда из глубины недр в Елшанке хлынул первый газовый фонтан, и первый в истории страны промышленный газопровод соединил месторождение с СарГРЭС.

Начиная с 50-х годов, в Саратовской области одно за другим открываются всё новые и новые нефтегазовые месторождения, оттачиваются и внедряются передовые технологии и методы добычи углеводородов, а для первопроходцев и их потомков строятся посёлки и целые города.

– В год мы бурили около полусотни скважин, – продолжает свой рассказ ветеран. – Всё Заволжье вплоть до Казахстана было, как говорится, нашей «епархией». По территории – приличная европейская страна! За 10 лет этой работы я «намотал» в поездках 730 тысяч километров… Планёрки, встречи, планёрки… Ни один производственный или социальный объект не выпадал из нашего поля зрения. Вопросы решали оперативно, на месте. Да какие вопросы!

Организация быта нефтяников никогда не откладывалась Иваном Сергеевичем Польшаковым в долгий ящик: под его руководством и при неустанном содействии в рабочем посёлке Степное, практически полностью возведённого на средства «Саратовнефтегаза», были выполнены работы по обеспечению жителей очищенной питьевой водой из р. Волга. Причём массовое жилищное строительство и благоустройство велось одновременно с реализацией новых смелых шагов в производственной сфере.

– Мы ведь впервые в Прикаспийской впадине начали вскрывать солевые отложения, – вспоминает Иван Серогеевич. – Геологических сложностей было великое множество, а опыта – совсем наоборот. Добрались до нефти, а потом сразу вода хлынула! Вторую скважину начали – всё вхолостую… Надежды тают… И вот кожей чую: ещё чуть-чуть – и наткнёмся на фонтан, но не сможем «закрыть» его! Солянокупольная тектоника таит в себе массу неприятных сюрпризов. Какое давление встретим на глубине свыше 3 550 метров? Плотность промывочного раствора низкая, другого нет. Да и оборудования тогда соответствующего тоже не было. Короче говоря, чтобы не случилось непоправимого, пришлось пойти наперекор всем геологам, всем начальникам, которые настаивали на продолжении буровых работ. Спорил до хрипоты, обоснование написал! Уж как меня увещевали, уговаривали, а я – ни в какую. Упёрся. И правильно сделал, а то чем дело кончилось бы – неизвестно. Так мы ничего в итоге в тех местах и не добились, но я и по сей день твёрдо убеждён: перспектива остаётся. Но не в самой Прикаспийской впадине, а в её так называемом «бортовом уступе». Его протяжённость 350 км. Запасы там, уверен, гигантские! И сегодня как подтверждение есть пример Казахских коллег – у них отличные успехи. Когда-нибудь и Россия начнёт разработку этого самого «уступа», да жаль не доживу… не придётся увидеть. Прежде в тех местах военные полигоны размещались, а нынче другая проблема тормозит дело – финансовая: каждая скважина (глубиной порядка 6 тысяч метров, причём сложнейшей конструкции) обойдётся, по меньшей мере, в миллиард рублей. Капвложения колоссальные. Да и не факт, что с первой же попытки будет найдена нефть. Но ведь и в пору моей молодости тоже стопроцентной гарантии никто не давал: вроде бы сотни площадей обследованы, недра изучены-переизучены, а на поверку далеко не все расчёты геологов подтверждались. Впрочем, отрицательный результат – тоже результат. А положительный – птица довольно редкая в нашем деле. И оттого более ценная.

На переломе 60-70-х годов Польшаков работает главным конструктором проекта в КБ «Саратовнефтегаза», возглавляет ПТО объединения. А дальше его судьба делает замысловатый, но вполне объяснимый зигзаг: почти две пятилетки кряду Иван Сергеевич – заведующий отделом бурения и опробования скважин в знаменитом на весь СССР Нижневолжском НИИ геологии и геофизики. Этот научно-исследовательский, точнее – академический этап его деятельности безоговорочно подтвердил старую проверенную истину: талантливый человек талантлив во всём! Иван Сергеевич успешно защищает кандидатскую диссертацию, на его счету – 37 рукописных и 25 печатных работ, 3 изобретения («Способ исследования поглощающего пласта в скважине», «Способ бурения скважин», «Способ проведения изоляционных работ в скважине»). Разработки Польшакова широко внедрялись во многих нефтедобывающих районах – Нижнем Поволжье, Самарской, Оренбургской, Томской областях, Тамано-Печорской нефтегазовой провинции – и принесли немалый экономический эффект.

В сентябре 1981 года учёный-практик вновь возвращается в родные пенаты: становится начальником Конструкторского бюро (позже – Научного центра) «Саратовнефтегаза», где трудится вплоть до Миллениума. Советник генерального директора предприятия и заместитель директора департамента технического развития – две завершающих карьерных ступени Ивана Сергеевича непосредственно перед выходом на заслуженный отдых.

Ровно полвека работы специалиста высочайшей пробы в «нефтянке» оценены высоко: Польшаков – кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Знак Почёта, лауреат премии Миннефтепрома; он награждён медалью «Ветеран труда», юбилейной медалью «За доблестный труд», золотым знаком «Горняк России».

– Я не большой любитель выставлять на показ знаки отличия и награды, – признаётся Иван Сергеевич. – На моём «выходном» пиджаке их приколото всего три, но самых-самых дорогих: «Почётный нефтяник», «Отличник нефтяной промышленности» и «Отличник разведки недр». Конкретно за то дело, которому отдана вся жизнь…

В точной, не терпящей приблизительности науке под названием «геология» есть ещё множество белых пятен, утверждает Иван Сергеевич Польшаков. И это не удивительно: Земля-матушка – громадный живой организм. Процессы внутри неё происходят сложнейшие, зачастую непредсказуемые и уж конечно от человека не зависящие. Но научиться слушать и, главное, слышать Землю может лишь тот, кто к щедрым дарам её относится не варварски-потребительски, а бережно, с уважением и благодарностью.

Именно такое отношение проявилось сполна, когда Иван Сергеевич в середине 80-х вплотную занялся созданием, а потом и формированием экспозиции музея трудовой славы ОАО «Саратовнефтегаз». Здесь ветераны-нефтяники встречаются с молодёжью, сюда можно просто зайти и побыть наедине с историей, полистать раритетные фотоальбомы… Здесь Польшаков – в своей стихии: экскурсии, которые он время от времени проводит по просьбе руководства акционерного общества для гостей и партнёров, напоминают скорее поэтический рассказ о пройденном, пережитом и подытоженном.

И.С. Польшаков: Я желаю всем своим дорогим коллегам и родному «Саратовнефтегазу», который всегда имел и силу, и весьма серьёзное позитивное влияние на всю отрасль страны, хороших открытий. Это главное. Так мы когда-то говорили. Думаю, что моё пожелание в высшей степени актуально и сегодня. /"МК в Саратове" (Саратов), 01.04.2015, Дмитрий Петрошенко, "Прикосновение к тайне"/